Cougar4ik (cougar4ik) wrote,
Cougar4ik
cougar4ik

Что делать с авторами, издательствами и пиратами?

Похоже я провел достаточно много времени в атмосфере ЖЖ, чтобы созреть на написание поста. Итак встречайте - мой первый пост. =)
В нем я попытаюсь рассмотреть возможную форму организации взаимодействия писателей, читателей и, немного, издательств, которая на мой взгляд снимет ряд спорных вопросов, которые сейчас возникают.
На тему копирастии, авторских прав, пиратов и т.д... я размышлял уже давно, однако последним стимулом к написанию поста стала статья с Хабра http://habrahabr.ru/post/198092/ перепощенная congregatio, а также  очередным обсуждением копирастических заморочек, которые регулярно происходят у нее в журнале. В одном из обсуждений я пообещал выложить свои думки на тему организации взаимодействия писателей, издателей и читателей, что сейчас и делаю.
Ниже будет достаточно объемный текст в котором еще и пара ссылок на крупные тексты, так что для бодрости под катом умный котик. =)



Котик
Предпоследнее предисловие: я ни разу не писатель и не связан с издательским делом, поэтому в чем-то могу ошибаться или недопонимать. Этот пост не претендует на истину в последней инстанции, скорее предлагается поразмышлять вместе над предложенной ниже концепцией и попробовать оценить ее реализуемость и, по возможности, улучшить.
Последнее предисловие: рассматриваемая концепция предназначена для художественной литературы. Научная, техническая и обучающая литература имеет свои особенности, которые несколько усложняют их распространение по предложенной ниже схеме, хотя в принципе наверняка можно и для них что-нибудь придумать.

Итак, начнем с постановки задачи:
Выделим 4 стороны и их позиции:
1) Писатели: насколько я понимаю, подавляющее число современных российских писателей не являются, в полном смысле этого слова, профессиональными, т.е. они не могут жить только на продажи своих текстов и чаще всего совмещают какую-то работу и написание книг. Собственно отсюда и проблема, в среднем зарплаты писателей не велики и не рассматриваются как основной источник дохода.
Отношение писателей к пиратству противоречивое в целом скорее
нейтральное
(возможные причины: 1) рассматривают распространение текстов как рекламу своего имени; 2) не рассматривают потери от пиратства как большую сумму в силу в целом небольших доходов от книги; 3) просто пишут для себя и радуются, что их текст читает большое количество читателей)
или, иногда, отрицательное
(чаще всего появляется у раскрученных писателей, т.к. пиратство отнимает у них значительную часть дохода)

(1-ый пункт практически полностью мои рассуждения, основанные, правда, на отдельных высказываниях в интервью и комментариях, реальной информации о зарплатах и даже общем числе писателей я не имею. Если я в этом описании ошибся, то поправьте меня)

2) Издатели: Ситуация такова, что продажи книг в целом падают год от года и одна из причин называемая издателями - это усиление пиратства. Отношение к пиратам - резко отрицательное.
Отношение к писателям - ровное, т.к. рядовой писатель встречается достаточно часто и найти нового на пару книг можно из того же топа Самиздата. Поэтому в целом от каждой книги писатель получает около 10 % отпускной цены (это не магазинная цена, цена в магазине на ~50-200 % выше, чем отпускная). Остальные 90 % идут на работу редакторов, корректоров, типографии, на покрытие рисков (если тираж не продается) ну и что-то идет в прибыль.

3) Продавцы: Тоже ситуация не ах, т.к. продажи книг падают, как в связи с пиратством, так и развитием электронных читалок. Поэтому и такие высокие наценки на продажу, что позволяет продолжать работу, однако еще больше отталкивает покупателей.

4) Читатели (читатели, время от времени покупающие книги в бумажном или электронном виде, в то же время иногда читающие пиратские копии):
Какие есть проблемы в законной покупке бумажных книг:
а) Не всегда есть в наличии, тем более только что вышедшие, или, наоборот, давно не выпускавшиеся книги. Особенно это актуально в глубинке. В случае если ждешь продолжения и знаешь, что оно уже вышло, ждать несколько недель, а то и месяцев до ее появления в магазине очень сложно.
б) Бумажные книги занимают место в квартире, которого не так уж и много
в) Книги достаточно дороги и у активного читателя на их покупку может не хватать средств.
г) Психологически сложно отдавать большую сумму за книгу зная, что до автора дойдет лишь небольшая часть а остальное заберут посредники (у нас до сих пор отношение к ним не очень). (ссылка на тему http://prondo.ru/skolko-zarabativaet-pisatel.html)

Какие есть проблемы в законной покупке электронных книг:
а) Цена, которая меньше, чем у бумажной копии, однако все равно весьма заметна, например http://www.litres.ru/den-braun/inferno/#buy_now_noreg. При этом, если при покупке бумажной книги ты получаешь увесистый том, с которым можно полежать, дать почитать кому-нибудь в семье или друзьям, то в случае электронной книги ты получаешь всего лишь файл на компьютер.
б) Кроме того (особенно это актуально на Западе), этот файл часто пытаются тебе отдать с различными защитами препятствующим нормальному с ним обращению (запрет на копирование, определенный формат, без возможности конвертации в другой и т.д...
в) Опять же вопрос цены: т.к. каждый человек, работающий на компьютере знает, что стоимость копии файла стремится к 0 (за вычетом затрат на электроэнергию =) ), то платить 100 рублей за нее как-то странно. Кроме того, периодически на 2-х разных сайтах цены могут отличаться на десятки процентов, что опять же вызывает резонный вопрос, а с чего вдруг такие цены, как они формируются, и не зажрались ли продавцы. =)

Перед тем как перейти к концепции, я очень рекомендую прочитать еще вот это http://www.odnako.org/blogs/show_25951/ , т.к. идеи в этом посте очень близки к тому, что изложено в статье по ссылке. Не совсем в этой статье я согласен, в частности я в корне не согласен с выражением
"Если стоимость копии стремится к нулю, то возникает противоречие: на написание книги автор потратил вполне определённое время. На создание копий он времени не тратил, следовательно цена каждой книги должна быть равна цене потраченного автором времени, делённой на количество распространённых экземпляров.", т.к. это и трудно определить и возникает вопрос сравнения качества произведений разных авторов и вообще какой-то коммунизм получается.
В то же время в статье есть ключевая фраза, которая как нельзя лучше описывает саму суть предлагаемой концепции.
"Надо всего лишь ввести всеобщий налог на культуру в размере той суммы, которую граждане готовы потратить на произведения культуры, а все произведения культуры сделать бесплатными и свободно доступными.
Собранный налог будет распределяться между авторами произведений согласно относительной востребованности оных произведений. Точнее, не весь налог среди всех авторов, а налог с каждого конкретного гражданина, среди тех авторов, произведения которых он в этом месяце потреблял..."


Итак, основная идея концепции: каждый человек в России получает свободный доступ ко всей выпускаемой и выпущенной в России художественной литературе за определенную абонентскую плату или налог.
Сразу определимся с величиной этой платы или налога, для чего прикинем, сколько вообще в России тратится на художественную литературу.
По этой ссылке лежит доклад Роспечати о состоянии дел в книжной отрасли http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2013/books-in-russia.html (данные за 2012 год) Оттуда можно вытащить следующие данные:
Всего было выпущено 412 млн книг (стр.8 таблица 2)
Средняя стоимость представлена на странице 35 и находится между 214,5 и 255.
Перемножим количество на среднюю цену и получим, что каждый год продают книг на ~105 млрд.р., т.е. в среднем каждый человек в России в год тратит меньше 1000 р. на все бумажные книги. Если представить что авторам приходит ~10%, то с каждого гражданина им в год перепадает стольник, а в месяц  8 рублей. =))))
Т.е. теоретически, если все деньги пойдут напрямую к авторам, то за 8! рублей! в месяц! все граждане должны получать доступ к выпускаемым текстам в электронном виде (понимаю, что смешал в кучу и электронные и бумажные книги, чего делать нельзя но не удержался... 8 рублей!!! =) ).

Теперь я закончил вступительную часть и переходим к идеализированной картинке, как это все организовать, чтобы всем было более менее неплохо.
Повторюсь. Представим себе онлайн библиотеку, для доступа к которой человек выплачивает порядка 1000 рублей в год и за эту сумму получает доступ ко ВСЕЙ выпускаемой и выпущенной литературе в России.
Ключевой вопрос в том, как распределить собранную сумму среди авторов, чтобы было достаточно справедливо.
Что для этого предлагается: у каждого человека есть возможность оценить книгу по 10-тибальной шкале включая 0. Допустим человек  прочитал 50 книжек в год и поставил им оценки - несколько 5-ок, пару 10-ок, 6-ки, 7-ки и т.д... причем сумма всех проставленных оценок составила 400 баллов. Теперь оценим, сколько он отдал каждому из писателей: его тысяча делится на сумму его баллов и вычисляется стоимость каждого из его баллов, в предложенном примере это составит 1000/400=2,5 рубля. Теперь, каждый из писателей получает от него сумму 2,5*число баллов, поставленных книге, т.е. авторы книг, получивших 10 получат по 25 рублей, те кто получил по 5 - 12,5.
Чтобы не было сильно большого разбросав стоимости 1 балла у разных людей можно сделать абонентскую плату не фиксированной, а плавающей, допустим, человек, читающий до 5 книг в год платит 500 р, 6-20 книг платит 1000, 20-50 - 1500, 50-100 - 2000, больше 100 - 3000 р. (цифры приблизительны).
Что при всем при этом получает пользователь: он получает возможность скачать книгу сразу после ее выхода в нормальном электронном формате (fb2, epub,..), с которой он может делать все что угодно. В частности он сможет, скидывать этот текст друзьям, т.е. заниматься тем самым, как сейчас считается, нелегальным распространением, однако это делать практически бессмысленно, т.к. если все имеют аккаунты в этой библиотеке, то каждый может эту книгу скачать сам, т.к. деньги уже уплачены. Единственный смысл этого действия - это попытка снизить стоимость оплаты аккаунта, копируя книги у друзей, однако в целом, т.к. суммы не слишком большие, а постоянно просить у друзей скачать то, что именно ты хочешь почитать достаточно муторно, вряд ли это будет сильно распространено.

Итак, теперь в среднем авторы получают уже больше, чем раньше, но что делать, если хочется отблагодарить персонально автора. Для этого могут быть использованы несколько вариантов:
1) Кнопочка - подарить автору какую-то сумму. Эта сумма не является частью абонентской платы и пользователь должен специально внести ее через онлайн кошельки или через свой аккаунт в этой библиотеке.
2) Должна существовать возможность опять оценивать книгу каждый год, т.е. это какой-то аналог перечитывания бумажной копии.
3) Должна существовать возможность дополнительного требования оплаты новинки, т.е. для доступа к ней читателю потребуется заплатить аналогично 1-ому пункту. Это, вообще говоря, достаточно спорный вопрос, т.к. он противоречит духу самой концепции, однако я понимаю, что за эксклюзивность книги многие готовы заплатить большие суммы, что может помочь автору, в связи с чем предлагается следующий вариант:
Да, автор может потребовать дополнительную плату сразу после выхода, НО только на определенный срок (от 1 до 3 месяцев, не более) и после этого, книга выпадает из  общего фонда оплаты, в соотношении, допустим, полгода без оплаты за каждый месяц обязательной цены. Как мне кажется, такой вариант может устроить всех и каждый сам решит, что ему выгоднее.
4) Должна существовать возможность покупки книги в бумажном варианте (об этом ниже).

Также, мне кажется логичным совместить в этой библиотеке 2 уровня книг. Во-первых: II категория - аналог Самиздата, где размещено то, что находится в процессе написания, проды и т.д. Автор может писать их, может удалять. Все эти книги могут быть оценены, составлены рейтинги, и т.д.. но, за эти книги автору не может идти доход, а пользователи библиотеки не расходуют свои баллы, хотя кнопочка "отблагодарить автора" все равно действует.
Для того, чтобы зарабатывать, произведение должно перейти в I категорию, а именно стать традиционной книгой в современном понимании - получить ISBN, и т.д. После этого книга из библиотеки не может быть удалена даже автором! Кроме того, для того чтобы избежать наплыва текстов плохого качества, разбиения на 10-страничные главы, в надежде собрать побольше баллов и т.д., автор будет должен платить за возможность получения денег, т.е. он перевел текст в I категорию, он теперь есть в библиотеке и все его могут читать, НО пока автор не включит режим получения прибыли, заплатив, допустим 500 р. в год, эта книга также выпадает из общего финансирования.

В описанной картинке достаточно хорошо читателям и писателям и, казалось бы, совсем выпадают издательства (а также сопутствующие им, редакторы, корректоры, типографии...) и продавцы, однако посмотрим, как можно это сгладить и какие варианты деятельности им остаются

При данной организации книжного дела издатели могут помогать авторам переводить книги из 2-ой категории в 1-ую, т.к. это достаточно муторное занятие требующее большого количество времени на взаимодействие с корректорами, типографиями, дизайнерами и т.д... Издательство будет забирать за это часть дохода от книги, и/или получая дополнительные гарантии, что именно через это издательство будет производиться выпуск бумажной версии.
Вот мы и дошли до бумажных версий книг. На странице любой книги должна быть галочка "Хочу бумажную копию", т.е. человек, прочитав электронную версию, решает приобрести себе или в подарок эту книгу в бумажном варианте. В этом случае как раз начинает работать издательство, организуя процесс создания бумажных копий и доставки их покупателям. Там могут возникнуть проблемы с ценой в зависимости от тиража, однако это, как мне кажется, вполне решаемо, например кто-то готов подождать полгода чтобы приобрести подешевле, кто-то наоборот готов заплатить любые деньги чтобы стать обладателем эксклюзивного издания, с тиражом 10 экземпляров.
Помимо всего прочего, это выгодно и издательствам, т.к. значительно снижает риски от того, что книга не будет пользоваться спросом и придется отзывать тираж, т.к. покупатели на весь тираж УЖЕ есть.

Что касается магазинов: им в этой концепции достанется сильнее всего, т.к. они, в отличии от издательств не смогут получать доход от электронных версий, а покупка бумажных значительно сократиться. В принципе это и сейчас происходит, так что наличие такой онлайн библиотеки только ускорит процесс. Так как цель этого поста улучшить качество взаимодействия читателей и писателей, а книжные магазины постепенно становятся явно лишними, то не будем их жалеть. Все-таки, чтобы немного подсластить пилюлю и продлить жизнь магазинов, можно использовать следующее: издательство, при распечатке тиража, помимо покрытия потребностей заказавших книгу читателей, печатает еще некоторое количество копий, которые рассылает в магазины. Некоторое количество людей все-таки будет заходить в эти магазины, чтобы сразу получить бумажную книгу, в частности взять в дорогу почитать или просто найти что-нибудь новое. Информация о том в каких магазинах какие книги у издательств будет, поэтому, если после рассылки тиража новый читатель закажет бумажную копию, ему могут дать контакты ближайшего магазина, куда эту книгу посылали, и где возможно она еще стоит некупленная. Плюсы читателя - более быстрое получение книги, плюсы магазинов, к ним направляют конкретных людей, которые заведомо купят книгу.

Теперь самый важный вопрос: как это может быть организовать.

Наиболее вероятным мне представляется, если эту библиотеку организует государство. Вообще, проект такого масштаба потребует значительных изменений в законах, так что в любом случае без государства здесь не обойтись. Кроме того, если рассматривать вариант частного проекта, то возникнет проблема с собираемостью абонентской платы, в частности, скорее всего в обычной семье, зарегистрирован будет один человек, качающий книги для всей семьи. Государственный налог эту проблему решает.
Я понимаю и минусы государства, особенно мне не нравится беспрецедентный контроль над литературой, возникающие возможности цензуры и отслеживания предпочтений человека, но над этим можно как-то работать или открыто прописать правила игры.
Например, в библиотеке будет присутствовать вся литература, включая запрещенную в России, но человека будут сразу предупреждать, что чтение, допустим, инструкции по изготовлению взрывных устройств привлечет к нему внимание спецслужб. В общем, надо думать...

Последний вопрос: авторское право и его передача кому-либо при такой организации.
Ответ - правами на произведение обладает только автор. С его разрешения могут выпускаться книги и т. д., но после его смерти все договоры аннулируются и книга переходит в общее достояние. В то же время, на сайте библиотеки эти книги продолжают участвовать в программе распределения финансов еще в течение 20-30 лет, причем за их размещение уже ничего не взимается. Доходы от этого идут наследнику автора (детям, внукам, сторонним людям, кого укажет автор).

Итак, приступим к обсуждению? Пишите о всех возможных проблемахв такой схеме, однако желательно, чтобы вы сразу подумали о возможных путях решения этих проблем и написали про это тоже.

Т.к. друзей в ЖЖ у меня практически нет, то прошу максимальный репост. =)





UPD. Т.к. я криво разместил кнопку репоста, то все обсуждение происходит в журнале Надежды Поповой. http://congregatio.livejournal.com/610506.html
Tags: Копирастия
Subscribe

  • лоГика

    Т.е. вы последние годы делали все, чтобы радикализовать население страны, выливали с экранов государственных каналов, что кругом враги, то геи, то…

  • post

    Оригинал взят у bormor в post -Погодиииите!!! Не открываааайтеее!!! Халфлинг поспешно отпрянул от замка, который он уже почти взломал.…

  • Перфекционизм

    Оригинал взят у dpmmax в Перфекционизм В аду для перфекциониста Ни серы нету, ни огня, И лишь слегка несимметрично Стоят щербатые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments